• шаманский семинар шаманизм базовый шаманизм городской шаманизм традиционный шаман шаманское исцеление обряд бубен камлание Аллицио алицио бубен духи род мир духов системные расстановки хелингер регрессии реинкарнация танатотерапия танатотерапевт врач целители телепрограмма Другой мир передача шаманы Алла и Саша шаманы муж и жена центр шаманских практик два крыла.
  • подписка на рассылку

    события и мероприятия Центра «ДВА КРЫЛА» у вас в почте!

    напишите Ваше имя:
    укажите Ваш email:

    email рассылки Конфиденциальность гарантирована

    email рассылки

ТАНАТОТЕРАПИЯ
Что такое танатотерапия?
Баскаков В.Ю., директор института танатотерапии
Появление «танатотерапии» напрямую связано с одной из базовых проблем Человека и Человечества — невозможности установления полноценного (максимально полного) контакта с процессами смерти и умирания. Реальность смерти, воспринимаемая человеком как его персональная конечность, законченность, летальность («прах», «тлен»), активизирует слишком сильные его чувства. Активизация чувств человека — это активизация его энергии. Для того чтобы согласиться с этим утверждением, вспомните, как начинает вести себя наше тело в тот момент, когда мы испытываем сильные чувства. Тело пытается эту энергию вывести через своеобразную «работу» тела: мы начинаем нервно ходить по комнате, сжимать руки, громко возмущаться (в этот момент, по меткому замечанию сатирика, «пар выходит через свисток»), «размахивать кулаками после драки» и др. Человеческое, окультуренное и цивилизованное («социальное»), тело не способно впитать (другой профессиональный термин — «заземлить») такое количество энергии, которое связано с переживанием смерти (Баскаков В., 1998). Выход из этой ситуации логичен. Смерть удаляется из жизни человека и Человечества, человек выходит из контакта с реальной смертью. Смерть превращается из реальности в имитацию, симулякр (Ямпольский М., Бодрийяр Ж.., 2000). Для этого достаточно взглянуть на экран телевизора — сплошная смерть. Чудеса компьютерной графики достигли такой высоты, что мы видим, как снаряд разрывает тело героя фильма на части. И что? Ничего! Не трогает! Но на показ реальной смерти в кино и на телевидении наложен запрет. Нельзя! Слишком чувствительно! Не избыток ли этой «эрзац-смерти» компенсирует недостаток реальной? Механизм катарсиса, наступающего в момент нашего присутствия рядом с реальной смертью и подчеркивающего в этот момент нашу жизненность, — механизм своеобразного зеркала (может, поэтому в жилище умершего занавешивают зеркала?) активизирует нашу потребность в контакте с этой реальностью. Именно этой жизнеутверждающей силой наполнена гравюра Эшера «Глаз»: если смерть отражается в зрачке глаза — значит, глядящий на нее жив!
С другой стороны, перевод смерти из разряда реальности в симулякр превращает этот «запретный» плод не столько в «сладкий», сколько в «страшный». Не только смерть превращается в монстра (Рис.2), но и само слово становится табуированным.
Отметим, что традиционно ее изображают леворукой (левшой). Смерть на рисунках косу держит в левой руке или косит ею слева направо. То, что Смерть орудует косой — понятно. Согласно опыту умирающих, вначале у умирающих отказывают ноги («как косой отрезало»). А вот то, что она левша, вытекает из отношения в культуре и социуме к леворукости как к ненормальности (сравни, «прав», «правильно», «правое дело»). Осознавая неотвратимость смерти и, одновременно, зависимость от нее, культура пытается ее таким образом «унизить», сделать непривлекательной (механизм т.н. «соленой конфеты»: ребенок делает сладость непривлекательной в случае невозможности эту сладость получить). Этой же цели служит широко развитый только в нашей стране «черный юмор». Обилие так называемого «черного юмора» (чего только стоят «садистские стишки»!) в нашей стране объяснимо: по подсчетам историков наша страна отличается от других стран обилием войн и революций. А это — сплошь смерть! Только в нашей стране должны были появиться и так широко популярны способы «осмеяния» (снижения значимости) реальности Смерти.
Интересно, что в отдельные периоды истории у Cмерти менялся ее инструментарий. Так, в позднее Средневековье француз Жан Коломб изобразил ее со стрелой (Рис.3). Считалось, что гнойные нарывы, свойственные бубонной форме чумы, бушевавшей в то время, остаются от стрел Гнева Господня.
Название области и предложенный нами термин — «танатотерапия» — очень четко обозначает главную цель такой терапии — оказание специфической (!) помощи (от греч. thanatos смерть и therapia — уход, забота, лечение) в установлении и восстановлении утраченного максимально полного контакта с процессами смерти и умирания (Баскаков В., 2001), и, таким образом, отличает ее, с одной стороны, от танатологии — науки о смерти (скорее раздел философии), с другой стороны, — от ухода за умирающими, паллиативной медицины. Хочется подчеркнуть последовательность значений в слове терапия, где на первом месте стоит уход, а лечение — на последнем. Современная медицина, хорошо справляясь с лечением, т.е. с воздействием с целью изменения или приведения к норме, оказывается совершенно бессильной в области профилактики здоровья, здорового образа жизни, т.е в области создания условий (смотри, ниже).
В танатотерапии интегрированы знания о разных видах смерти (тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание /остановка, cумасшествие, объектные характеристики тела и др.), предложены конкретные приемы (техники) работы на установление контакта с перечисленными видами смерти.

Материал с сайта В.Ю.Баскакова — http://tanatoterra.com

allicio