О ГОРОДСКОМ ШАМАНИЗМЕ.
Интервью с Аллой Хацкевич
для журнала «Кистэлэҥ күүс», Якутия.
Главный редактор журнала «Кистэлэҥ күүс»:
Алла, расскажите немного о городском шаманизме. Чему люди могут научиться, каким практикам?
Алла Хацкевич (Центр «ДВА КРЫЛА»):
В последнее время много людей проявляют интерес к шаманским практиками, техникам, позволяющим прийти к особым состояниям сознания, есть интерес к работе с природными стихиями, работе с энергией рода. Перед семинаром мы всегда спрашиваем: для чего вы пришли? Некоторые говорят, что не находят чего-то очень важного для себя в других практиках, ищут методику где было бы «…и для Души, и для Тела, и для Духа». Люди ищут такую систему, которая открыта, гибка и приводит к внутренней свободе и не является при этом сектой. Можно сказать, что шаманы – это первые психотерапевты, основатели большинства современных методов работы с людьми. Поэтому так много шаманских методик используется в различных направлениях психологии. Мы проводим семинары в так называемой «традиции городского шаманизма». Ее основатель Майкл Харнер долго изучал шаманские практики по всему миру и пришел к выводу, что практически любой человек может научиться классической технике шамана – путешествиям в Мир Духов. Для этого М.Харнер разработал практики, позволяющие изменить состояние сознания, практики, переносящие нас в Мир Духов. Безусловно, здесь есть отличия между переживаниями традиционного шамана во время камланий и опытом людей современной западной культуры.
Как люди приходят к этим шаманским практикам?
Духи приводят этих людей. Дело в том, что вселенная заинтересована в нашем развитии, и если раньше, Духи выбирали шамана из небольшого количества людей, то сейчас в связи с переменами на глобальных уровнях Земли, они выбирают из огромного числа людей, способных к этим практикам. Раньше было не так. Один человек развивался, другим некогда было этим заниматься — надо было просто банально выживать, и они выживали. Но должен быть кто-то кто бы отвечал за духовное развитие племени, сначала это был человек, к которому обращались с вопросом о том, «как охота сложится», «когда начать», «хватит ли пропитания до весны». Потом, с улучшением качества жизни, вопросы возникали уже другие, появлялось больше «свободного» времени, появлялись вопросы бытия. И тогда появлялся человек, знающий, ведующий, который вел свое племя, и люди за ним шли. Сейчас другие времена, у нас много свободы, мало ограничений. Все есть. Но мы все равно в поисках того, кто ведет. Того, кто скажет как поступить, как сделать, куда идти дальше? Всем нам, на каком-то этапе жизни необходимы ответы на эти вопросы. В шаманизме все эти вопросы можно задавать своим Духам – помощникам. Шаманство отличается от других практик, религий, тем, что уравнивает различия между духовными возможностями людей, снимает иерархические различия в социальном статусе, от которых устают современные люди в повседневной жизни. В этом отличие шаманства от мировых религий, от тоталитарных сект, требующих беспрекословного подчинения. Шаманизм — самая архаическая система, дожившая до наших дней и дающая возможность получить непосредственный опыт реальности духовного мира.
То есть люди учатся общаться с Миром Духов? Узнают его законы, уклады, его мудрость?
Мы живем в очень интересное время, когда знания практик, ранее доступных только избранным и то, только после длительных посвящений и изнурительных подготовок, становятся открытыми для многих людей. Встав на путь восстановления контакта со своими истинными корнями, с духовной реальностью мира, мы получаем шанс вернуть нашей жизни наполненность и смысл. Шаман – это, прежде всего, посредник между миром Духов и миром людей. Он работает, обращаясь за помощью к Духам. Поэтому говорят: Нет Духа — нет шамана. Это, кстати, отличие от других практик. Шаман не работает на своей личной силе, он лишь проводник. Понятие силы – ключевое для шамана. Он просит о помощи, о силе для других, а свою силу шаман использует только на установление контакта с Духами. Все остальное — на силе, которую дают Духи, иначе можно заболеть.
Наверняка есть какие-то важные правила в шаманских практиках, чтобы не навредить людям и Миру Духов?
Лучшая техника безопасности при работе — это чистота намерения и обращение к своим Духам. Важно убрать свою личность (Эго) и тогда будет результат. Именно поэтому не рекомендуется работать с близкими людьми, мы не всегда готовы принять исход такой работы или услышать то, что скажут нам Духи. Основа основ в шаманской работе – это Призывание Духов. За время практики задача шамана наладить связь со своими Духами, чтобы потом можно было положиться на них. Возможно, поэтому нет надобности применять свою силу, как в магии, например. Мы говорим, что сила, шамана в его чистоте. Он должен быть чистым, не привносить ничего своего после общения с Духами, а только передавать послания из мира Духов и энергию для исцеления. Но это не означает, что в этой работе нет места своему, своей личности, часто нужно договориться с Духом болезни, например, чтобы он покинул тело больного или объяснить какой-нибудь сущности, где ее дом и что она может туда вернуться, и здесь от шамана требуются способности коммуникатора. Ум, смекалка, хитрость, умение договориться, да еще и пригодиться крепкое физическое тело, чтобы выдерживать такие нагрузки во время работы и пребывания в других мирах.
Как потом применяют шаманские практики в современном мире?
Люди получают возможность применять шаманские техники для духовного роста, для поисков ответов на свои вопросы, на гармонизацию отношений между людьми. Мы просим наших духов-помощников дать нам знак, или направить, подсказать, как поступить в данной ситуации. Духи ведут и направляют. После освоения основных практик, человек может самостоятельно идти в этом направлении, так как его обучают и ведут сами Духи. По мере приобретения силы и опыта, шаман устанавливает контакт с Духами различных мест и стихий, сторон света, болезней, животных и растений. Мир шамана – это мир Духов, сама Природа, где все живое, все имеет свой Дух, все наполнено, это огромное уважение и благодарность ко всему живому на Земле, к пути каждого человека, к каждой травинке, дереву, животному, миру, вселенной. Все содержит в себе не только видимую часть, но и невидимую. Взаимодействие с этим миром осуществляется ради обретения исцеления, силы и знания, которые по завершению задачи приносятся в обычную реальность и используются на благо и в помощь другим людям.
________________________________________
Алла Хацкевич — основатель центра «ДВА КРЫЛА».